
Лишить "Аэрофлот" халявных денег правительство уже не раз пыталось, однако каждый раз это заканчивалось ничем. Нынешний гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев считается человеков с огромными связями, а о его лоббистских возможностях в отрасли ходят легенды. Отказываться от сотен миллиардов долларов в год не станет ни один здравомыслящий руководитель. Савельев, как и его предшественники, в этом вопросе, наверняка задействует все свои ресурсы. И, я почти уверен, утечка была организована в предвидении этого шага - чтобы вынести вопрос в публичную сферу и ещё раз задаться вопросом: почему деньги за общероссийское небо идут в карман "Аэрофлота"?
Своё отношение к этой проблеме я уже высказывал несколько раз. Вкратце - я считаю, что роялти должны тратиться не на конкретные авиакомпании, а на нужды всей отрасли. Роялти при этом, конечно же, нужно отобрать не только у "Аэрофлота". Помимо него какие-то поступления получает ещё и "Трансаэро", а также транспортная авиакомпания "Волга-Днепр". Их доля в десятки раз меньше аэрофлотовской и на ситуацию, в общем-то не влияет, но справедливость есть справедливость.
Кстати, о каких деньгах идёт речь и насколько они критичны для "Аэрофлота"? Точных данных, нет, нацперевозчик их не раскрывает. По различным подсчётам, речь идёт о сумме 200-700 миллионов долларов в год. Если взять минимальную оценку, приведённую в сегодняшних "Ведомостях" аналитиком ВТБ Еленой Сахновой, то получается, что после всех выплат в Аэрофлоте остаётся не менее 150 миллионов долларов. То есть не менее 8 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу. Много это или мало? Давайте заглянем в статистические отчёты "Аэрофлота". Прошлый, полукризисный год компания закончила с убытком в 17 миллиардов рублей. Позапрошлый, который для отрасли был удачным, национальный перевозчик заработал 7,3 миллиарда. Получается, если вычесть роялти, то даже в докризисные времена "Аэрофлот" работал в убыток. Другое дело, что рассчитывая на деньги "за ни за что", менеджеры авиакомпании могли не обращать особого внимания на эффективность (зачем, если прибыль и так есть?). Теперь же, в кризис, а особенно если отберут роялти, такую роскошь позволить себе "Аэрофлот" уже не сможет.
Journal information